Интервью с начальником правового отдела ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Соловьевой Диной Юрьевной

 

 Досудебное урегулирование налоговых споров - это право или обязанность налогоплательщика? Кто заинтересован в этой процедуре?

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность досудебного урегулирования налоговых споров. Вместе с тем, данный порядок является правом, а не обязанностью налогоплательщика. То есть любой налогоплательщик может обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действие (бездействие) налогового органа или действия его должностных лиц, как в суд, так и воспользоваться правом на досудебное урегулирование налоговых споров. Каким путем пойти, это право выбора стоит перед каждым налогоплательщиком, только стоит обратить внимание на то, что у того или иного пути существуют свои особые преимущества.

С одной стороны, досудебное урегулирование налогового спора ни в коей мере не отменяет право налогоплательщика на обращение в суд впоследствии. Поэтому, конечно, лучше вначале попробовать разрешить возникший спор путем досудебного урегулирования.

В настоящее время и бизнес, и государство заинтересованы в формировании эффективного механизма разрешения споров.

 

Можно более подробно разобрать механизм досудебного урегулирования?

Говоря о принятой модели досудебного урегулирования налогового спора, необходимо отметить, что процедура представляет собой две стадии. Первая стадия представляет собой временной промежуток, а именно 15 рабочих дней с момента получения налогоплательщиком акта, составленного по результатам контрольных мероприятий, и окончательного решения, вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов проверок. В соответствии с действующим законодательством именно в указанный период (15 рабочих дней) налогоплательщик может представить письменные возражения по тому или иному вопросу акта, либо в целом по всем вопросам, изложенным в акте проверки. При этом следует отметить, что если налогоплательщиком был пропущен срок для представления в налоговый орган письменных возражений, это не означает, что возражения не могут быть представлены. Налоговый орган в любом случае обязан учесть представленные возражения, но только в том случае, если указанные возражения были представлены в налоговый орган до вынесения окончательного решения по проверке.

По существу, процедура рассмотрения возражений направлена на то, чтобы сделать наиболее результативной встречу налогоплательщика с налоговым органом, разобраться в сути возникших вопросов. Также следует отметить, что налогоплательщик имеет право не только представлять письменные возражения на акт налогового органа, но и присутствовать при рассмотрении материалов проверки, давать свои письменные пояснения, представлять дополнительные документы, а также заявлять ходатайства о применении смягчающих обстоятельств. По результатам рассмотрения возражений руководитель налогового органа имеет право назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, целью которых является проверка доводов налогоплательщика.

Вторая стадия досудебного урегулирования представляет собой период времени между решением и судом, то есть период, в течение которого налогоплательщик обжалует принятое налоговым органом решение в вышестоящий налоговый орган путем направления жалобы.

Жалоба – это письменное обращение налогоплательщика в налоговый орган, выражающее несогласие с актом ненормативного характера либо с действиями или бездействиями должностных лиц налогового органа. 

Под актом ненормативного характера, который может быть обжалован путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и другой документ), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

К обязательному урегулированию споров в досудебном порядке относятся жалобы на решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Во всех остальных случаях подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в соответствующий суд.

Апелляционная жалоба подается на не вступившее в силу решение налогового органа. Решение считается вступившим в силу по истечении 10 рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем его получения налогоплательщиком. Следует также отметить, что подача апелляционной жалобы приостанавливает вступление решения в силу. Решение вступит в силу только со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Такая жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба на иные акты, действия или бездействие налогового органа подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Такая жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

Если налогоплательщик по уважительной причине пропустил срок подачи жалобы, то этот срок, по заявлению налогоплательщика, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом или вышестоящим налоговым органом. При этом налогоплательщик должен представить доказательства того, что он пропустил срок подачи жалобы по уважительной причине.

Жалоба может быть подана как самим налогоплательщиком, так и его представителем. Если жалоба подается представителем налогоплательщика, то его полномочия должны быть документально подтверждены.

Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть физическое или юридическое лицо, уполномоченное самим налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

Если уполномоченный представитель является представителем юридического лица, то его полномочия должны быть подтверждены письменной доверенностью, совершенной в простой письменной форме или заверенной нотариально.

Если же уполномоченный представитель является представителем физического лица, то его полномочия должны быть в обязательном порядке подтверждены только нотариально удостоверенной доверенностью.

Необходимо отметить, что в случае, если жалоба подается неуполномоченным представителем, то такую жалобу налоговый орган не рассматривает, о чем налогоплательщику сообщается в установленные сроки.

При подаче налогоплательщиком жалобы обязательным является указание на то, с чем именно налогоплательщик не согласен. В жалобе необходимо указать на конкретный документ, полученный от налогового органа, или конкретные действия налогового органа или его бездействие, которые оспариваются.

Заявителю рекомендуется не только сообщить о нарушении его прав и (или) о незаконном возложении на него каких-либо обязанностей, но и обосновать свое мнение, указать, с чем конкретно он не согласен, какие именно нормы права нарушил налоговый орган.

Также к жалобе могут прилагаться оспариваемое решение или иной ненормативный акт налогового органа (требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д.), который, по мнению налогоплательщика, нарушает его права, документы, подтверждающие доводы жалобы, и иные документы по предмету жалобы.

Налогоплательщику необходимо наиболее полно отразить в жалобе суть своих претензий к налоговому органу и по возможности документально подтвердить свои доводы.

Жалоба (апелляционная жалоба) рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения и по ней принимается решение. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 рабочих дней. Уведомление налогоплательщика о продлении рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрено. О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа, отменить, либо изменить решение или вынести новое решение.

Следует понимать, что процедура обязательного досудебного обжалования решения налогового органа, с выводами которого не согласен налогоплательщик, направлена прежде всего на формирование правоприменительной практики, а также устранение противоречий в действующем законодательстве. На устранение внутриведомственных ошибок, уменьшение количества судебных споров с налогоплательщиками и, следовательно, в целом на устранение правовой неопределенности при ведении бизнеса в России, установление благоприятного инвестиционного климата.

 

В чем преимущество досудебного урегулирования налоговых споров перед судебными процедурами?

Институт досудебного аудита имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования решений. В частности, это относительно недорогой способ урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений. В досудебном урегулировании отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины. Кроме того, время, потраченное на досудебное урегулирование спора, будет гораздо меньше, чем на обращение в суд. У налогоплательщика имеется возможность оспорить решение налогового органа до обращения в суд, а при отрицательном результате обжалования налогоплательщик может учесть позицию налогового органа и при обращении в суд более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

Также следует обратить внимание налогоплательщиков на тот факт, что как суду, так и вышестоящему налоговому органу принадлежит право приостановки исполнения обжалуемых актов или совершения обжалуемых действий. Однако для того, чтобы указанные органы этим своим правом воспользовались, нужно, чтобы налогоплательщик заявил соответствующее ходатайство.

Однако если налогоплательщик недоволен результатом обжалования конкретного процедурного решения или действий налоговиков в вышестоящем налоговом органе (вышестоящим должностным лицом) или просто не считает нужным обращаться с жалобой в досудебном порядке, то он вправе обжаловать это решение (действие) в суд.

Для этого нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным (действий его должностных лиц незаконными) в арбитражный суд вашего субъекта РФ. Порядок рассмотрения заявлений арбитражными судами регулируется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица, которые не имеют статуса индивидуального предпринимателя, обжалуют решения и действия налоговых органов в суды общей юрисдикции. Порядок рассмотрения заявлений судами общей юрисдикции регулируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

21 марта 2012 года